https://yadi.sk/d/tM5KsFy-hTWcLg
Очередные радио выпуски
Краткое содержание выпусков
Краткое содержание выпусков

Портал UyarROO

    Яndex почта

Уяр*погода

Яндекс.Погода

Точное время в Уяре
Часы синхронизируются с NIS-серверами точного времени.

Педагогические сообщества

в социальных сетях РФ

Обратная связь

e-mail:Uyar1@yandex.ru

(администратор сайта)

Вёрстка, контент

Ю.В. Алкснис

Яндекс.Метрика

Статьи

Комсомольская правда - "Глава Рособрнадзора: Мы добились абсолютной объективности при проведении ЕГЭ"

 

О критериях оценки качества обучения, о предстоящем форуме «Город образования» рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Сергей Кравцов

 

О критериях оценки качества обучения, об участии России в международных исследований знаний школьников и о предстоящем форуме «Город образования» «Комсомольской правде» рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Сергей Кравцов. 

 

- Сергей Сергеевич, ваша служба уделяет большое внимание исследованиям качества школьного образования. Для чего нужны все эти исследования? Помогают ли они как-то повысить качество образования в наших школах?  

 

- Оценка качества обучения, уровня подготовки школьников - это неотъемлемая часть учебного процесса. Мониторинг знаний учащихся должен вестись на разных ступенях обучения в школе. При этом крайне важно, чтобы знания оценивались объективно. 

 

Почему это важно? Чтобы вовремя выявлять и решать имеющиеся проблемы. Выпускники школ и их родители много сил и времени отдают подготовке к ЕГЭ. Но если у школьника есть пробелы в знании предмета, то, даже начав готовиться за год до экзамена, он может не успеть подготовиться настолько хорошо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл. И чем раньше эти пробелы начинают появляться, тем труднее ему учиться дальше – невозможно усваивать более сложные вещи, не понимая простых, например, решать задачи по физике, химии и информатике, не освоив базовые математические навыки.  

 

Причем часто ни родители, ни даже учителя в полной мере не осознают, что у ребенка есть проблемы, что ему нужно наверстать упущенное, повторить определенный материал, разобраться в теме, которую он пропустил или не понял. Выяснить это уже во время ЕГЭ бывает очень обидно. 

 

Вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения должны помочь организуемые Рособрнадзором оценочные процедуры, такие как всероссийские проверочные работы. Они позволяют школам вести самодиагностику своей работы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.  

 

Система оценки качества школьного образования, созданная в настоящее время в России, комплексная. Она включает в себя также национальные исследования качества образования, итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классов. Дополняют оценку знаний школьников исследования уровня подготовки их учителей.

 

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. 

 

В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. Полученные данные могут использоваться различным образом: от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.  

 

- На форуме «Город образования» вы выступаете с докладом об использовании международного опыта оценивания качества образования в России». Какие, на ваш взгляд, системы оценивания применимы в нашей стране?  

 

- Россия – активный участник всех наиболее авторитетных международных исследований знаний школьников, таких как PIRLS, PISA, TIMSS. Эти исследования позволяют нам понять насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня. Они дают возможность выявлять и сравнивать изменения, происходящие в системах образования в разных странах, оценивать эффективность стратегических решений в области образования.  

 

Долгое время кроме ЕГЭ и международных оценочных процедур в нашей стране не существовало других действенных инструментов оценки качества образования. Под влиянием международных исследований было принято решение о проведении национальных исследований оценки качества образования в разрезе регионов России. Это аналогичные международным исследованиям мониторинги предметных знаний и умений.  

 

На основе опыта международных сравнительных исследований качества образования в ЕГЭ и другие процедуры оценки знаний школьников внедрялись общемировые стандарты разработки заданий, технологии подготовки инструментария и проверки работ. Конечно, речь не идет о простом копировании чужого опыта. Организация ЕГЭ и ОГЭ для 9 классов, всероссийских проверочных работ и национальных исследований, разработка заданий и экзаменационных материалов ведется с учетом отечественных традиций и на основе решений государственной политики в области образования.  

 

- По данным последних международных исследований качества образования, российские школьники показали существенный прогресс результатов. Благодаря чему России удалось сделать такой рывок в качестве образования?

 

- Данные последних исследований PISA и TIMSS показали очень хорошую динамику результатов российских школьников. 

 

В последнем исследовании TIMSS наши школьники продемонстрировали высокий уровень математического и естественнонаучного образования, существенно превышающий средние мировые показатели. По результатам исследования TIMSS Россия находится в группе лидеров, входя в десятку стран с лучшими результатами.

 

По исследованию PISА средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественнонаучной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с 2012 годом; при этом по читательской и математической грамотности зафиксирован существенный подъем результатов. Средние баллы российских школьников по всем трем направлениям исследования достигли средних результатов по странам ОЭСР и даже превысили их.  

 

Это стало результатом ряда изменений в школьном образовании России последних лет: введения федерального государственного образовательного стандарта, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место, увеличения доли практикоориентированных заданий в курсе математики. Результаты TIMSS учащихся 4-х классов также подтвердили позитивный эффект внедрения федерального государственного образовательного стандарта начальной школы, сместившего акцент с формирования предметных знаний на развитие у младшего школьника умения эти знания применять, формирование интереса к изучаемым предметам и личностных качеств.  

 

- Не так давно московские школьники тестировались по международным тестам и показали очень высокий уровень знаний. Можно ли говорить, что сегодня московское образование развивается в тренде стран-лидеров по качеству образования? 

 

- Действительно, в мае 2016 года было проведено исследование по стандартам международной программы изучения качества образования PISA для школ Москвы. Результаты московских школ оказались на уровне мировых лидеров в области среднего образования. Их можно сопоставить с показателями лучших школ Шанхая, Сингапура, Гонконга, Финляндии. Школьники Москвы опережают своих сверстников из большинства стран, в том числе европейских.

 

Полученные результаты – подтверждение высокого уровня образования, которое дают московские школы. Их опыт будет тиражироваться для школ из других регионов России.

 

- Какие задачи, на Ваш взгляд, сейчас наиболее актуальны для улучшения системы образования России?  

 

- Прежде всего, это объективность проведения всех оценочных процедур. Мы добились абсолютной прозрачности и объективности при проведении ЕГЭ, и это уже оказало большое положительное влияние на нашу систему образования.  

 

Во-первых, все поняли, что бесполезно пытаться как-то договориться, купить задания, найти помощников. Все стали действительно учиться и учить. Во-вторых, стала ясна реальная картина знаний выпускников, высветились проблемные зоны – школы, муниципалитеты и регионы, которым надо помочь. На протяжении последних трех лет с ними велась адресная работа в рамках проекта «Я сдам ЕГЭ»: и с выпускниками, и с их учителями. Как результат, в этом году у нас по всем предметам сократилось число участников ЕГЭ, не набравших минимальные пороговые баллы. А в регионах Северного Кавказа число выпускников, не набравших минимальные баллы по русскому языку и математике для получения аттестата, уменьшилось за два года в несколько раз.  

 

Теперь нам важно добиться объективности и при проведении итоговой аттестации в 9-х классах, всероссийских проверочных работ. Ведь, не имея объективных данных, невозможно оперативно принимать эффективные решения по управлению сферой образования. 

 

Собранные данные необходимо корректно использовать: для стимулирования развития образования, принятия решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей.  

 

Очень важным вопросом является проводимая сейчас Минобрнауки России работа по разработке ядра содержания образования, корректировке образовательных программ.  

 

Еще одна крайне актуальная сейчас задача – формирование национальной системы профессионального роста учителей, которую сейчас разрабатывает Минобрнауки по поручению президента. Составной частью этой системы станет оценка компетенций учителей, модель которой разработал Рособрнадзор, и в сентябре этого года она пройдет апробацию в 13 регионах. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему адресного повышения квалификации педагогов, что будет способствовать повышению качества школьного образования в целом по стране.  

 

- Форум «Город образования» проводится по инициативе московских властей. Насколько, на ваш взгляд, важно участие в таком форуме Рособрнадзора? 

 

- Этот форум собрал людей, отвечающих за формирование образовательной политики в городах-мегаполисах России и зарубежных стран. Лучшие практики в организации образования появляются в крупных городах в силу их ресурсных и финансовых возможностей. Но нам важно распространить этот опыт на все школы – все учащиеся страны должны иметь возможность получить доступное и качественное образование.

 

Красноярцы не будут писать тесты в ЕГЭ по химии, физике и биологии

В этом году спорную часть экзамена отменили.

  Специалисты министерства образования Красноярского края рассказали о том, как в 2017 году будет проходить единый государственный экзамен. Самое главное новшество — отменено тестирование в экзаменах по химии, биологии и физике. Эту часть экзамена не раз критиковали выпускники, их родители и учителя. Тестирование пока осталось только в экзамене по иностранному языку.

«В прошлом году в крае повысились результаты работ по русскому языку, но снизились по естественным наукам. В этом году мы ожидаем, что результаты работ по химии будет намного лучше», — говорит Владимир Бусыгин.

Еще одно нововведение — печатать все экзаменационные материалы и сканироваться готовые работы теперь будут прямо в классах, где проходят экзамены.

«Для этого во все школы края закупили мощные принтеры и сканеры. Сразу после окончания экзамена работы будем сканировать и отправлять по электронной почте в региональный центр обработки информации. Это практически полностью исключает утечку заданий до начала экзамена и возможность внесения изменений в уже готовые работы», — пояснила заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина.

Также, появилась информация, что в 2019—2020 году в качестве обязательного экзамена будет введен иностранный язык. Однако, специалисты министерства образования ответили, что этот вопрос пока только обсуждается.

Сроки проведения ЕГЭ в Красноярском крае:

Досрочный этап — с 23 марта по 14 апреля.

Основной этап — с 29 мая по 19 июня.

Дополнительный этап — с 20 июня по 1 июля.

Источник: Reuters

Рособрнадзор разъяснил порядок проведения ГИА-9 в 2016 году и учета результатов в аттестате об основном общем образовании

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает о том, что государственная итоговая аттестация, завершающая освоение школьной программы в 9 классах, в 2015/2016 учебном году предполагает сдачу двух обязательных предметов (русский язык и математика), а также двух предметов по выбору из установленного перечня. 
Отличительной особенностью получения аттестата об основном общем образовании в 2016 году является то, что результаты ГИА-9 по выборным предметам, в том числе и неудовлетворительные, не будут влиять на выставление отметок в аттестат об основном общем образовании. 
Успешной сдачей ГИА-9 в 2016 году будет считаться получение удовлетворительных результатов по обязательным предметам. 
Участникам ГИА-9, получившим неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов, будет предоставлена возможность повторного прохождения аттестации по данному предмету в установленные единым расписанием сроки. В случае, если выпускник 9 класса получит два неудовлетворительных результата по обязательным предметам, либо повторно неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов, он может быть допущен к пересдаче ГИА-9 не ранее 1 сентября 2016 года.

«Пришпорили»

По данным Рособрнадзора, в этом году средний балл ЕГЭ почти по всем школьным предметам вырос. Исключение составили только биология и информатика. 
Четыре тысячи человек сдали ЕГЭ на 100 баллов, это на 6% больше, чем в прошлом году. Не преодолели минимального порога только 1 - 1,5%. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов пояснил, что окончательной статистики еще нет, идет проверка работ, которые писали школьники в резервные дни. Он уточнил, что пересдать в этом году можно только обязательные предметы - русский язык и математику. Расписание для пересдачи в сентябре составляется. 

- По подавляющему числу предметов у нас вырос средний тестовый балл. Особенно радуют результаты по русскому языку и литературе. Никаких аномальных результатов не зафиксировано ни по регионам, ни по пунктам проведения ЕГЭ, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. -Средний балл по русскому языку составил 65,9, по литературе - 57,1. 
Математику, которая считается одним из сложных экзаменов, в этом году ученики тоже сдали хорошо. Напомним, впервые экзамен был разделен на два уровня - базовый и профильный. Математика базового уровня оценивалась по привычной пятибалльной системе. Средний балл - 4.
 
Средний тестовый балл на госэкзамене по математике профильного уровня составил 50,9. Многие выпускники в этом году выбрали сразу оба уровня экзамена.
 
Прекрасно сдали школьники физику и химию. Физику выбрали 161 тысяча человек, средний балл вырос с 45 до 51. Химию, самый, пожалуй, сложный предмет, российские выпускники сдали в среднем на 57 баллов. Чаще всего среди предметов по выбору были обществознание, физика, история и биология.
 
Сергей Кравцов пояснил, что в ближайшее время изменения на едином госэкзамене пойдут по двум направлениям: из заданий некоторых предметов постепенно исчезнет тестовая часть, а экзамены можно будет сдавать круглогодично. Итоги ЕГЭ теперь будут использоваться при подготовке учителей. Все материалы с данными и анализом ситуации по ЕГЭ Рособрнадзор передаст в педвузы, институты повышения квалификации.
 
Нарушений на экзаменах в этом году было почти в три раза меньше, чем в прошлом году. За экзаменами наблюдали, по данным Рособрнадзора, 20 тысяч общественных наблюдателей.
 
По некоторым оценкам, пронести мобильники на экзамены пытались 2 тысячи выпускников, но телефоны обнаружили с помощью металлоискателей. И так как все мобильники изъяли еще до экзамена, нарушения регламента не было. Другое дело, если выпускникам все же удавалось пронести телефон...
 
Одна из школьниц Алтайского края выложила свои тесты по русскому языку в Интернете. Ее работа была аннулирована, причем без права пересдачи в этом году. Это значит, что девушка останется без аттестата. 

11 выпускников в Мордовии на экзамен по химии принесли мобильники и списывали. Камеры зафиксировали, как через 10 минут после начала экзамена школьники достали телефоны, сфотографировали задания и начали что-то печатать на сенсорных экранах. В итоге все работы аннулированы. Пересдать химию выпускники смогут только в следующем году. Ученикам и двум организаторам в пункте проведения грозят штрафы до 40 тысяч рублей. 
В Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело в отношении студента, который пытался сдать ЕГЭ по математике вместо школьника. Сотрудник экзаменационной комиссии еще до начала тестирования обнаружил подлог и обратился в полицию. Молодому человеку грозит штраф до 80 тысяч рублей.
А вот чиновница из Екатеринбурга за плохую организацию экзаменов может лишиться работы. Из-за технологических сбоев в школах города как минимум трижды срывались экзамены: то ученикам не хватило бланков ответов, то они получали чужие задания.
 
Большая часть выпускников школ, как и прежде, нацелена на вузы. Но университеты теперь подходят к отбору гораздо строже: минимальные баллы во многих вузах гораздо выше той планки, которую установил Рособрнадзор. К примеру, в некоторые московские медвузы надо принести ЕГЭ не ниже 55 - 75 баллов. А в МГИМО есть специальность, где требуется не менее 80 баллов ЕГЭ по математике.
 
Кроме того, впервые вузы прибавят к ЕГЭ баллы за сочинение, аттестат с отличием, ГТО и волонтерство.
 

МЕЖДУ ТЕМ 

В Костромском госуниверситете им. Некрасова против преподавательницы, уличенной во взятке на госэкзамене, возбуждено уголовное дело. Студенты брали заранее подготовленные для них билеты и, разумеется, получили хорошие оценки. Теперь им придется сдавать экзамен заново, уже другой комиссии. 

Сколько баллов надо набрать, чтобы поступить в вуз? 
По русскому языку 36 баллов; по математике профильного уровня 27 баллов; по биологии 36 баллов; по географии 37 баллов; по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) 22 балла; по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 40 баллов; по истории 32 балла; по литературе 32 балла; по обществознанию 42 балла; по физике 36 баллов; по химии 36 баллов. (Рекомендовано Рособрнадзором, но вузы могут поднять планку).
 

КСТАТИ
 
Самые частые нарушения на ЕГЭ мобильники; шпаргалки; вынос заданий из аудитории; нарушение дисциплины.
 

КОНКРЕТНО
 
Кого и как могут наказать за нарушения на ЕГЭ?
Председателей и членов экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов штрафом от 20 до 40 тысяч рублей.
Обычных граждан (выпускников) - в размере от 3 до 5 тысяч рублей.
Раньше шпаргалка называлась «бомбой». Сейчас - «маникюр». За экзаменом в этом году следили не только учителя в аудитории, но и более 10 тысяч онлайн-наблюдателей.
Ирина Ивойлова, Российская газета: неделя (прил. к Российская газета)

В Красноярском крае ЕГЭ по литературе написали лучше, чем в прошлом году

04.06.2015

Сегодня стали известны результаты первых экзаменов по литературе и географии. ЕГЭ по географии на 100 баллов сдал 1 выпускник, по литературе - 2.

В целом результаты по этим предметам в 2015 году улучшились. Так, по географии средний балл по краю превышает средние показатели по стране. Кроме того, один выпускник красноярской гимназии №14 набрал 100 баллов по этому предмету.

Средний балл по краю по литературе также превышает общероссийские показатели. Также в сравнении с 2014 годом на 10 человек сократилось и количество участников экзамена, не преодолевших минимальный порог. Максимальный балл по литературе набрали выпускники школы №12 г.Ачинска и гимназии №1 «Универс» г.Красноярска.

«Очень радует, что результаты ЕГЭ по литературе в этом году выше, чем в прошлом. Ведь с начала учебного года выпускники усиленно готовились к итоговому сочинению, которое они сдавали впервые как допуск к итоговой аттестации», - отметила министр образования Красноярского края Светлана Маковская.

Напомним, экзамен по географии сдавали 284 человека, экзамен по литературе – 698. Оба экзамена проходили 25 мая в 46 пунктах проведения в 30 муниципалитетах региона. За нарушение порядка проведения был удален один участник ЕГЭ за использование сотового телефона.

В Красноярском крае ЕГЭ по математике базового уровня сдают более 10 тысяч человек

01.06.2015

Сегодня по всей стране проходит единый государственный экзамен по математике базового уровня, который сдают 425 тысяч человек. В Красноярском крае в ЕГЭ по математике базового уровня приняли участие более 10 тысяч человек.

Напомним, с этого года единый государственный экзамен по математике разделен на базовый и профильный уровни. Базовый уровень необходим для получения аттестата, а профильный – для поступления в вузы по направлениям, где математика включена в перечень вступительных испытаний.

Базовый ЕГЭ состоит из 20 заданий и оценивается по пятибалльной шкале. Для удовлетворительной оценки требуется правильно решить семь заданий.

Профильный экзамен по математике состоится 4 июня. Участие в нем примут более 12,5 тысяч выпускников текущего года и прошлых лет.

 ЕГЭ-2015 «слили» в интернет

Школьники в последние дни подготовки к ЕГЭ смогут ознакомиться с вариантами текущего года. Рособрнадзор предоставил возможность всем желающим посмотреть реальные задания, которые пару месяцев назад выполняли выпускники, сдававшие досрочный экзамен в феврале и марте.
Рособрнадзор традиционно выкладывает в открытый доступ примеры заданий ЕГЭ предыдущего года. Они, разумеется, не совпадают с заданиями текущего сезона, но более-менее близки к ним по стилистике, структуре и т.д. В этом же году впервые прошли досрочные ЕГЭ для всех желающих — ранее сдать досрочно можно было только по уважительной причине (по болезни или спортсменам, уезжающим на сборы).
Теперь же «отстреляться» заранее может любой желающий. И впервые Рособрнадзор выложил на сайте Федерального института педагогических измерений ФИПИ «свежак» — варианты заданий ЕГЭ-2015, которые были использованы в ходе досрочной волны экзаменов, прошедших в феврале-марте. То есть можно предполагать, что выложенные задания-КИМы будут наиболее близки к тому, с чем столкнутся школьники на ЕГЭ основного потока в мае-июне.
 У выпускников этого года появилась возможность ознакомиться с вариантами досрочного этапа, чтобы лучше подготовиться к госэкзаменам, — заявили в Рособрнадзоре.
Выложены задания ЕГЭ по 14 предметам — русскому, математике, физике, химии, информатике, биологии, истории, обществознанию, географии, английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам и литературе. При этом публикуются не все КИМы, а по одному на предмет. К примеру, бланк с 25 заданиями по русскому языку, бланк с 21 заданием по математике, бланк с 40 заданиями по истории. Это, мягко говоря, не так уж много, чтобы составить полное представление об уровне заданий.
Позволит ли такой «официальный слив ЕГЭ» школярам лучше подготовиться?
 Польза, разумеется, от такого «слива» есть, и немалая, — считает Ольга Брюханова, учитель русского языка и литературы школы № 947. — Сделано это для того, чтобы позволить ребятам провести самостоятельно «репетицию» экзамена. По содержанию выложенных заданий по русскому могу сказать следующее: появился новый формат билетов ЕГЭ, в которых исключили задания типа «поставить галочку в одном из четырех пунктов», к которым было много претензий. Но в целом билеты с досрочного ЕГЭ такие же, как и уже имеющиеся на сайте Федерального института педагогических измерений тренировочные тесты, такие же, как в выпущенной ими же брошюре для самоподготовки. Из советов — в сочинениях по литературному отрывку не нужно проявлять избыточный креатив и эрудицию, хотя многим талантливым детям этого хочется. Постарайтесь строго придерживаться структуры «тезис–аргумент–вывод» — именно так их и проверяют!
С ней солидарен и руководитель группы разработчиков ЕГЭ по математике Иван Ященко:
 Задания по математике, выложенные в Сети, соответствуют типам заданий из открытого банка данных, где более 100 000 вопросов и по которым могут тренироваться все желающие. Поэтому опубликование примеров досрочного ЕГЭ — это больше психологический шаг, но от этого он не менее важен. Наш менталитет таков, что даже для тренировок наши люди всегда стремились всеми правдами и неправдами достать «НАСТОЯЩИЕ БИЛЕТЫ». И вот, пожалуйста, берите и тренируйтесь! Но важно понимать, особенно касательно математики: не нужно сожалеть о том, что выложен всего один бланк по базовой математике и один бланк по профильному уровню, а не десять-двадцать-пятьдесят бланков… Заниматься подготовкой, долбя вариант за вариантом, — большая ошибка! Готовиться нужно системно — не по вариантам, а по темам! 
Московский Комсомолец 

Идет волна ЕГЭ

У выпускников школ остаются последние дни, чтобы подготовиться к основной волне ЕГЭ. В этом году ЕГЭ сдают 715 тысяч человек, в том числе 700 тысяч - выпускники этого года. Для школ Крыма и Севастополя Единый госэкзамен пока не будет обязательным, но они могут попробовать свои силы и сдать ЕГЭ.

Для крымчан открыто пять пунктов проведения ЕГЭ: три в Симферополе, по одному в Ялте и Евпатории. Всего на ЕГЭ зарегистрировались 1,5 тысячи крымчан.
В этом году на ЕГЭ будет три главных новшества: впервые ЕГЭ по математике разделен на два уровня - базовый и профильный, из русского языка убрали ответы-"угадайки", а в иностранном языке добавился раздел "говорение". Рособрнадзор уже опубликовал в открытом доступе на сайте ФИПИ варианты заданий ЕГЭ по 14 учебным предметам, которые использовались при проведении досрочного периода.

ЕГЭ по иностранным языкам решили сдавать 70 тысяч человек. 80% из них пойдут и на устную часть. Досрочный экзамен показал: никакого страха перед непривычной процедурой и техникой, которая задействована при сдаче части "говорение", у выпускников нет. Многие начинают отвечать раньше положенного времени.

Мария Вербицкая, председатель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по иностранным языкам, подчеркивает: "Наиболее сложная часть для школьников - грамматика и лексика. Очень хорошо справляются выпускники с чтением".
Трудности в письменной части могут вызвать задания, где в связном тексте надо заполнить пропуски предложенными словами, поставив их в нужную форму, например, существительное - во множественном числе, прилагательное - в сравнительной степени.

В Рособрнадзоре пояснили: "
Выпускник сам решает, сдавать ли ему устную часть, но выбор влияет на получение максимальной оценки за экзамен. 100 баллов можно получить, если выпускник сдает и письменную, и устную части. Максимальные баллы за письменную часть - 80, устную - 20".

На официальном сайте ЕГЭ можно пройти тренировочное тестирование по "говорению". На тренажере - полная имитация экзамена, включая выбор мелодии для фона ответа. Почти во всех регионах выпускники написали досрочный экзамен по математике нормально. Были ученики, которые выбрали сразу и "базу", и "профиль".
В базовом ЕГЭ по математике 20 заданий, каждое "стоит" 1 балл. Чтобы набрать минимум, необходимый для положительной оценки, надо получить хотя бы 7 баллов. По словам экспертов, которые проверяли работы "досрочников", ученики не всегда понимали условие задания, отвечая не на тот вопрос, допускали простейшие арифметические ошибки, особенно при работе с отрицательными числами, и не могли себя проверить. 90% справились с заданиями по десятичным дробям. Задачи из реальной жизни сумели решить 80% учеников. Хуже всего школьники знают геометрию. Есть ошибки в округлении цифр.

-
 Отмена в ЕГЭ "угадайки" - заданий с выбором ответов - никак не сказалась на качестве работ, - говорит председатель предметной комиссии по русскому языку в Москве Роман Дощинский.
По его мнению, самое сложное в ЕГЭ по русскому - написать мини-сочинение. У учеников слишком маленький словарный запас, страдает орфография, пунктуация, очень много речевых ошибок. Не в ладах многие с грамматикой. Тем не менее из-за большого количества сдающих ЕГЭ по русскому, стобалльников по этому предмету бывает много.

Кстати
Все вузы в этом году смогут учитывать итоговые сочинения и проверять их с помощью специального портала ЕГЭ. Апробация специализированного сервиса на портале ЕГЭ уже началась. Сотрудники приемных комиссий будут получать оттуда копии изображений бланков сочинений. Для доступа вузы могут использовать учетные данные от федеральной системы, куда поступает информация о результатах ЕГЭ.

Рособрнадзор подготовил для абитуриентов интерактивную карту вузов, где собрана важная и актуальная информация обо всех российских университетах. Тут есть информация о лицензии, аккредитации, указан перечень специальностей и направлений подготовки, уровни образования. Можно искать вуз, что называется, методом тыка по карте, а можно задавать нужные параметры - государственный головной вуз, негосударственный или филиал. Тут же есть система поиска по программам - бакалавриату, специалитету, магистратуре и послевузовскому образованию. Задаешь, например, в строчке поиска специальность "педагогика", и тут же тебе показывают более двух десятков самых разных направлений этой специальности - от "образования и педагогики" до "воинского обучения и воспитания". Выбираешь, допустим, "педагогику балета", щелкаешь на строчку - на карте появляются адреса вузов, где есть это направление. Кроме карты на этом же ресурсе можно искать вузы в каталоге по округу, региону или городу.

Очень важно, что информация на карте будет постоянно обновляться. И если, к примеру, у вуза закончилась госаккредитация, то из раздела "наличие госаккредитации" он будет сразу исчезать.

С прицелом на будущее
Минобрнауки предлагает увеличить число обязательных экзаменов после 9-го класса. Возможно, с 2016 года ученикам кроме русского языка и математики придется сдавать еще два экзамена по выбору. К 2018 году экзаменов будет пять, а в 2020-м - шесть. Впрочем, в минобрнауки подчеркивают, что пока это только проект, который будет обсуждаться.

Мнение
Сергей Менделевич, директор школы N 57, Москва

-
 Дети должны сдавать как можно больше экзаменов. Но в какой форме? Если в устной, то я поддерживаю. Если в письменной, тоже неплохо, пусть даже в тестовой форме. Однако в этом случае надо понимать, что уходит диалог учителя с учениками. Меня это беспокоит. Какие экзамены сдавать? У ученика должен быть выбор. И пусть выбирают хоть технологию, придется только разрабатывать тесты, другие материалы, связанные с оценкой. Это трудно. Я бы предложил обязательно писать в 9-м классе изложение и пресекал бы любые попытки заменить его диктантом. Список экзаменов по выбору надо давать детям хотя бы за полгода. Сочинение по литературе я бы проводил не в середине 11-го класса, а после 10-го. И считал бы сочинение переводным экзаменом.
Ирина Ивойлова, Российская газета, www.rg.ru